Планировка торгового зала магазина


Удачно оформленный торговый зал привлекает лучше рекламы. Однако желание купить появляется благодаря правильному расположению витрин и грамотной выкладке товара.

Планировка торгового зала магазина отвечает за финансовый успех предприятия. И если решено открыть связанный с розничными продажами бизнес, изложенная здесь информация лишней не будет.

стеллажи с товаром

На товарооборот влияет дизайн зала и планировка

Вернуться к оглавлению

Структурирование пространства

Задача планировки в том, чтобы зал справлялся с большим наплывом посетителей. В магазине пространство надо разграничить так, чтобы:

  1. Покупатель мог быстро пройтись по площади зала.
  2. Можно было легко ориентироваться между витринами.
  3. Разделением товаров на категории добиться зонирования для продвижения продаж.
  4. Торговое оборудование не мешало перемещению покупателей и было на виду.
  5. Создать комфортную эмоциональную обстановку, благоприятно влияющую на активность покупателей.
покупатели в магазине

Комфортная обстановка усиливает покупательский спрос

Эти вопросы прорабатывают перед открытием нового магазина. Но и работающим надо пересмотреть организацию пространства.

Многие владельцы и сотрудники торговых точек не понимают, что проблемы затруднённого оборота по некоторым товарам состоят в неправильной планировке, при которой определённый сегмент торговой площади не работает.

Ни ассортимент, ни интересный дизайн не увеличивают продажи. Одна надежда руководства на работающих в зале консультантов, которые приводят клиента к нужному товару. Но это срабатывает не всегда.

Реорганизация зала решает проблему, но потребуются значительные капиталовложения. Поэтому лучше сразу сделать как надо.

выбор шуруповерта

Многие виды товаров продаются благодаря консультантам

С чего начинается проект

Самое важное в проекте зала – конфигурация и площадь. Удобны для пространственного планирования квадратные, прямоугольные и круглые помещения.

акционный товар

Стандартная планировка торгового зала продуктового магазина типа «Магнита» или «Пятёрочки»

Простые геометрические формы не создают проблем с расположением оборудования. Покупателям проще передвигаться по прямым проходам, чем искать выходы из лабиринта витрин.

Если это эксплуатирующийся магазин и переделывать форму зала невозможно, нужно постараться распланировать его понятно для посетителей. Только тогда можно надеяться на эффективность площадей.

Нужно правильно определить место для входа в зал.

Правшей больше, они неосознанно движутся справа налево, поэтому входить в магазин удобнее справа. Продвигаясь по ряду витрин, люди кладут в корзинку товары с правых полок.

Читайте также
Нормы и требования к размерам санузлов в общественных зданиях

Если у магазина не слишком большая площадь, вход обычно организовывают посередине. Чтобы покупатели могли двигаться в нужном направлении, соответствующим образом выставляют торговое оборудование.

освещение зала

Установленное по центру оборудование провоцирует движение против часовой стрелки

Базовые планировки

Начинается планировка торгового зала магазина с определения основных зон, в которых будут размещаться категории товаров или брендов. При этом используют три основные стратегии, которые и показаны в таблице:

Вид планировки Характеристики
Стратегия "Решётка"

Решётка (линейная планировка)

Параллельное расположение витрин часто используют в магазинах с продовольственным, хозяйственным, книжным и строительным ассортиментом. Подходит для планирования залов, площадь которых превышает 200 квадратов.

Стеллажи на входе, которые не должны затруднять покупателям обзор. Облегчать людям навигацию по залу должны подвешенные указатели, обозначающие зону расположения товаров.

Без указателей зал плохо просматривается, и это существенный минус планировки. Плюс – наиболее полное использование пространства.
Стратегия "Петля"

Петля (трековая, боксовая планировка)

Планировка зала, при которой покупатели описывают петлю вдоль расположенного по центру в виде островка оборудования.

Преимущественно применяется в аптечных отделах, небольших бутиках, торгующих украшениями, обувью, одеждой, косметикой.

Если магазин небольшой (до 150 кв. м), так может быть распланирована вся его площадь. В больших магазинах по этому принципу структурируют отдельные секции.

Достоинство такой схемы обозреваемость зала, недостаток – малое пространство для товара.

Стратегия "Лабиринт"

Лабиринт (свободная планировка)

В расположении проходов отсутствует симметрия. Здесь нет никакой закономерности, просто появляется определённая атмосфера.

Обычно к таким приёмам прибегают при организации продаж дизайнерских или молодёжных товаров, высокотехнологичной техники.

Планировка магазина выглядит необычно, но его площадь не должна превышать 300 квадратов.

Это базовые виды планировки. При структурировании торгового зала магазина часто применяют их сочетание. Особенно в гипермаркетах со смешанным набором товаров, и там, где продаётся одежда и трикотаж.

В них есть низкое оборудование, расположенное по островному принципу, и стеллажи, которые могут размещаться параллельно или перпендикулярно относительно друг друга.

В супермаркетах, например, чаще всего параллельные стеллажи устанавливают под штучные товары: напитки, макароны, кондитерские изделия.

Весовые товары, в том числе и фруктово-овощную продукцию, обычно выносят на размещаемые по центру закруглённые прилавки, нередко перемежающиеся с зонами полуфабрикатов или кафе.

Это облегчает покупателям поиск нужного ассортимента, позволяет лучше ориентироваться в магазине.

продажа овощей

Комбинированная выкладка товара

Разновидность планировки выбирают в зависимости от площади и конфигурации помещения магазина, его ассортимента и цен.

Но она должна обеспечивать простоту навигации покупателей, их продвижение во все зоны магазина и хорошую просматриваемость.

Установочная площадь

Тип планировки должен ещё учесть и количество необходимого оборудования, которое не должно создавать тесноту в зале, и не оставлять его полупустым.

При достижении баланса, на одной чаше весов которого наиболее полное задействование площадей, а на другой комфорт покупателя, планировку магазина можно считать оптимальной.

магазин одежды

Вариант планировки зала

Наименьшее количество оборудования обычно бывает в маленьких бутиках, рассчитанных на обеспеченного покупателя. Оно занимает минимум места, потому что товара в таких магазинах много не бывает, а план в них делается за счёт цен.

манекен в платье

Чем дороже товар, тем просторнее в магазине

Больше всего оборудования ставят в дешёвых магазинах с большим оборотом, что даёт возможность задействовать площадь не слишком просторного зала. Однако в крупных магазинах с тележками теснота недопустима.

Затрудняя передвижение покупателей, она не способствует хорошему товарообороту, а снижает его.

вешалки с одеждой

Дешёвые товары заполняют пространство магазина

Чтобы найти золотую середину, при проектировании магазинов рассчитывают коэффициент установочной площади.

Вычисляют его путём деления площади оборудования на общую площадь зала. Итоговая цифра не должна превышать 0,4, что наиболее актуально для магазинов с напольным оборудованием.

Если коэффициент в норме, а показатели продаж низковаты, значит, в магазине избыток товаров. Нужно пересматривать товар, выводя из оборота то, что не даёт прироста оборачиваемости. Обычно это дорогие вещи. Во всяком случае, для тех покупателей, которые посещают магазин.

Вернуться к оглавлению

Зонирование торгового зала

В любом магазине три основные зоны.

Входная зона

Начинается от входной двери и захватывает несколько метров впереди. Здесь покупатель переключается с уличной суеты на обстановку магазина. Он осматривается, вспоминает, что нужно купить, поэтому входное пространство обычно ничем не занято.

Иногда в этой зоне располагают привлекательные по цене товары или новинки. На входе в продовольственный магазин очень часто есть аптека.

входная зона

Оформление входной зоны так и побуждает зайти

Покупательская зона

Это зона, через которую проходит основной поток покупателей. Её планировке уделяют наибольшее внимание. Её выделяют визуально, в первую очередь, увеличивая ширину прохода.

В крупных маркетах не только на табличках сверху, но и на полу могут рисовать указатели, по которым посетитель чётко знает, куда идти, и никогда не заблудится.

холодильники с продуктами

Зонирование покупательской зоны цветом и надписями

Кассовая зона

Это в торговом зале самое оживлённое место, через которое проходит весь покупательский поток.

Перед кассами часто выставляют товары, покупку которых мало кто планирует, но всё равно кидает в корзинки (журналы, жвачка и сладости, батарейки). Именно поэтому такую мелочёвку называют товарами импульсивного спроса.

Чтобы у посетителей было время на принятие такого решения, во многих магазинах на кассах специально создают небольшие очереди.

очередь на кассе

Очередь рассчитана на продажу мелочёвки

Примеры зонирования на фото:

В крупных магазинах зону покупательского потока могут разграничивать дополнительно. Это может быть промозона с акционными или сезонными товарами. Её обычно организуют в центре зала по ходу основного движения.

Товары повседневного спроса, которые традиционно пользуются наибольшей популярностью, как правило, выставляют по внешнему периметру магазина подальше от входа.

Смысл заключается в том, чтобы покупатель, проходя к этим витринам, обязательно обращал внимание и на другие прилавки. На пути к ним тоже выставляют товары так называемого импульсного спроса.

Товары периодического спроса спонтанно не покупают, за ними идут в магазин специально. Такую продукцию обычно размещают в центре магазина на стеллажах с привлечением внимания специальными предложениями.

пример планировки

Устройство и планировка торгового зала с несколькими условными зонами

Вернуться к оглавлению

Видео: примеры расстановки торгового оборудования

Вернуться к оглавлению

Заключение

От рациональной планировки торгового зала зависит удобство для покупателя, а в конечном итоге и готовность снова посетить магазин несмотря на то, что рядом работает другой.

Например, сложно добиться желания подняться на верхний этаж, так как большинство покупателей предпочитает перемещаться только по горизонтали.

При планировке магазина важно предусматривать вертикальные конструкции, самая простая – лестница.

Однако покупатели не любят ходить по лестнице, даже когда она проходит по центру зала, а выход с неё ведёт в единое торговое пространство. Проблема в том, что многим попросту тяжело ходить по ступеням, да ещё с грузом покупок.

Лифт тоже проблемы не решает, к тому же его вечно ожидает очередь. Хороший вариант – эскалаторы. Они стали появляться даже в старых зданиях магазинов после реконструкции.

2 эскалатора

Эскалатор – средство для привлечения покупателей на верхние этажи

Эскалатор помощник для подъёма на второй или третий этаж, а лестница остаётся надежным путём эвакуации на случай форс-мажорных ситуаций.

Автор:
(Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Adblock detector